Арт-терапия и ее влияние на развитие ребенка и взрослого

 



Арт-терапия или терапия с помощью искусства широко применяется во всем мире с людьми, получившими различные типы психоэмоциональных расстройств. Зафиксированы ощутимые результаты в работе не только с детьми из неблагополучных семей, людьми с ограниченными возможностями развития, жертвами насилия и террактов, но также и с социально успешными слоями населения, испытывающими ежедневный стресс.

Эмоции являются отражением нашего ощущения реальности, они могут быть позитивно и негативно окрашены. Они естественны, жизнь без них была бы скучна. Для психики вреден лишь их слишком резкий и частый перепад. Человек, по нескольку раз в день сменяющий ощущение яркого восторга на полное уныние, становится обладателем подвижной психики, со временем перетекающей в психоэмоциональное расстройство.

В процессе терапии в сознании формируется ощущение того, что человек становится творцом того мира, который полностью подконтролен ему. Возможность влиять на результат формирует самооценку, усилия, которые прилагаются в процессе создания картины напрямую влияют на взращивание силы воли, конечный результат, похвала окружающих, участие в тематических выставках определяют место человека в обществе, помогают обретению новых связей.

Создавая картину, человек может самостоятельно увидеть вопросы, которые требуют разрешения. Учитывается все: композиция, выбор материалов, поверхность, набор оттенков, наконец само настроение, которое передает творение.

Умение отвлечься – важный момент в процессе арт-терапии. Создается возможность полностью отойти от ежедневной повестки, формируемой обществом, переключить фокус внимания внутрь себя. Именно в эти моменты проявляется внутреннее Я, раскрываются истинные потребности и желания. Паттерны поведения, навязанные обществом, уходят на второй план, открывается возможность взглянуть на себя честно и непредвзято. Часто на этом этапе уходят многие тревоги и волнения, связанные с другими, часто даже не знакомыми людьми. Приходит ощущение нереальности страха за будущее и ненужности переживаний прошлого. Человек научается жить из позиции «здесь и сейчас».

Важным этапом работы являются групповые занятия. Результат каждого творца – есть отражение его собственного мира. Люди, осознавшие количество труда для создания собственного мира, в состоянии совсем по-другому уже относиться к миру, созданному соседом. Теперь ощущение ценности труда другого человека более материально в сознании каждого. На лицо разность созданных миров, каждый из которых по-своему прекрасен. Теперь рождается интерес к изучению этих непохожих друг на друга миров. К изучению, но никак не к разрушению, к принятию, но не к критике.

Арт-терапия не требует навыков академического рисования. Она лишь создает интерес к процессу создания чего-то материального своими руками. Показывает человеку довольно быстрый результат его действий, дает возможность сравнить свои успехи в начале и, допустим, через месяц. Формируются новые нейронные связи, улучшается мелкая моторика, раскрывается чувство внутренней свободы.

Наконец, это отличная замена пустому времяпрепровождению, которое ведет к унынию и комплексам. Важно не отнять у ребенка гаджет, а заменить его время в нем на что-то более полезное. Так же и с лежанием на диване после работы у взрослых за просмотром сводки новостей, которая так часто формирует в нас страх еще не случившегося будущего. Даже простая вечеринка в честь дня рождения запомниться больше, если запланировать ее с включением времени для творчества, чем банальный бар, или шашлыки на даче.

Что уж и говорить о людях, которые в силу ограниченности своих возможностей (физических или психических) в повседневной жизни бесконечно сталкиваются с напоминанием, как сильно они отличны от основной массы людей. Формируется устойчивое ощущение собственной беспомощности. Замена – творчество. Результат – ощущение собственных возможностей, их развитие, возможность видеть позитивную реакцию людей.

Часто личность человека бывает спрятана очень глубоко за понятным желание быть как все, не отличаться. Арт-терапия дает возможность проявиться этой личности, постоянные занятия показывают чудесные грани этой личности, грани индивидуальные, не похожие на остальных. Формируется собственное мнение, критическое разумное отношение к происходящему, понимание своих и чужих границ и уважение к ним.